Банком на счет таможенного органа были перечислены
денежные средства в качестве авансовых платежей. Часть из них не была
израсходована.
В связи с этим банк обратился в таможенный орган с
заявлением о возврате излишне уплаченных авансовых платежей.
Таможенный орган удовлетворил требования частично,
указав, что в отношении требований о возврате части авансовых платежей пропущен
трехлетний срок, установленный ст. 122 Федерального закона от 27 ноября 2010 г . № 311-Ф3 “О
таможенном регулировании в Российской Федерации”.
Считая отказ таможенного органа о возврате авансовых
платежей незаконным, банк обратился в суд с соответствующим требованием.
При новом рассмотрении дела решением суда первой
инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной
инстанции и постановлением арбитражного суда округа, в удовлетворении
заявленных банком требований отказано.
Суды пришли к выводу, что трехлетний срок для
обращения с заявлением в таможенный орган о возврате авансовых платежей,
установленный ст. 122 Федерального закона от 27 ноября 2010 г . № 311-Ф3, банком
пропущен, в связи с чем у таможенных органов отсутствовали основания для
возврата названных авансовых платежей. При этом суды исходили из исчисления
указанного срока с момента внесения денежных средств отдельными платежными
поручениями.
Оценив правовую природу авансовых платежей, суды
пришли к выводу, что рассмотрение данного требования возможно путем
предъявления иска к Федеральной таможенной службе как главному распорядителю
денежных средств по правилам о взыскании убытков, предусмотренным ст.ст. 15,
16, 1069, 1082 ГК РФ.
Суды указали, что невозможность возврата из
федерального бюджета невостребованных в течение трехлетнего срока авансовых
платежей не может в системе действующего правового регулирования влечь
нарушение каких-либо конституционных прав и свобод. Установление неограниченной
по времени возможности для лиц, уплативших авансовые платежи, принимать решения
об их возврате означало бы возложение на государство избыточной обязанности по
бессрочному учету и контролю невостребованных сумм денежных средств,
перечисленных на счета Федерального казначейства, а также несению обусловленных
ею дополнительных финансовых обременений.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного
Суда РФ отменила судебные акты судов нижестоящих инстанций и удовлетворила
требования банка по следующим основаниям.
В силу Конституции Российской Федерации признание,
соблюдение и защита права частной собственности, относящегося к основным
правам, составляет обязанность государства. Гарантии охраны частной
собственности законом, закрепленные в ст. 35 Конституции Российской Федерации,
распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения
государства и личности в публично-правовой сфере (Постановление
Конституционного Суда РФ от 20 мая 1997 г . № 8-П).
Таким образом, федеральный законодатель при принятии
законов в сфере таможенного регулирования обязан исходить из публичных
интересов государства и частных интересов физических и юридических лиц как
субъектов гражданских отношений и внешнеэкономической деятельности, учитывая
специфику форм взаимоотношений, складывающихся между частными и публичными
субъектами в связи с исполнением обязанностей по уплате таможенных платежей.
Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых
платежей в соответствии со ст. 121 Федерального закона от 27 ноября 2010 г . № 311-Ф3, являются
имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в
качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока это лицо не
сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не
обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего
авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной
декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных
действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные
средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных
пошлин, налогов.
Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено
и ранее в ст. 330 Таможенного кодекса РФ.
Таким образом, авансовая форма внесения денежных
средств в счет предстоящих таможенных операций является одной из форм
исполнения субъектами таможенных отношений своих обязанностей, возникающих в
связи с уплатой таможенных платежей, и направлена на рационализацию
взаимоотношений плательщиков с таможенными органами, в частности, при
осуществлении ими множественных таможенных операций.
Использование данного механизма уплаты является также
гарантией реализации публичного интереса, связанного со своевременной и полной
уплатой таможенных пошлин и сборов.
Как установлено судами, банком были произведены авансовые
платежи в счет декларирования им предстоящих внешнеэкономических операций, а
также осуществлены действия по представлению таможенных деклараций, на
основании которых таможенным органом произведено списание части указанных
средств.
Из содержания ст. 122 Федерального закона от 27 ноября
2010 г .
№ 311-Ф3 следует, что исчисление срока на возврат авансовых платежей с даты
поступления денежных средств на счет Федерального казначейства производится
только в том случае, когда данные суммы не были востребованы ввиду отсутствия
соответствующего распоряжения лица, внесшего такой аванс.
В случае использования авансовых средств для целей
исполнения обязанностей в рамках таможенных отношений указанный срок
исчисляется с последнего распоряжения об использовании авансовых платежей, под
которым понимается, исходя из положений названного Закона, не только
представление таможенной декларации, но и списание либо взыскание данных
средств таможенным органом.
Следовательно, в ситуации, когда плательщик
осуществляет внешнеэкономические операции, вступая в таможенные отношения с
соответствующим таможенным органом, независимо от формы списания авансовых
платежей — по распоряжению плательщика либо в результате действий таможенного
органа, авансы утрачивают признак невостребованных средств и подлежат возврату
в течение трех лет с момента последнего распоряжения авансовыми средствами
плательщика, имеющимися на счете Федерального казначейства, безотносительно
даты зачисления отдельных платежей.
Иное толкование положений ст.ст. 121-122 Федерального
закона от 27 ноября 2010 г .
№ 311-ФЗ нарушает баланс между частными и публичными интересами в сфере
таможенных отношений, возлагая на плательщика, внесшего авансовые платежи на
счет Федерального казначейства и осуществившего декларирование, дополнительную
обязанность по контролю за действиями таможенного органа, производящего
списание средств в пределах лимита внесенного аванса, в целях исключения
случаев необоснованного первоочередного зачета авансовых платежей по платежным
документам, имеющим более позднюю дату.
В данном случае трехгодичный срок для возврата
указанных платежей с момента последнего распоряжения денежными средствами,
внесенными плательщиком в качестве аванса, банком не пропущен.
Заявленное банком требование носит имущественный характер.
Ввиду отсутствия в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок
на обращение в суд с требованием о возврате авансовых платежей, такое
требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока
исковой давности (п. 1 ст. 200 ГК РФ) и продолжительности срока исковой
давности в три года (ст. 196 ГК РФ) с момента отказа таможенного органа в
возврате спорных авансовых платежей.